Михаил Саратов: бизнес работает со значениями документов, а не с DOC или PDF

Говоря о трендах 2018/2019 в решениях СЭД/ECM, заместитель директора ELMA Михаил Саратов отметил рост интереса заказчиков к бизнес-процессам, семантике документа и UI/UX-дизайну корпоративных приложений.

Какие задачи в области автоматизации работы с документами вам чаще всего приходилось решать у заказчиков в 2018 году?

Сохраняется тренд прошлого года на маршрутизацию документов. Все чаще заказчики видят и понимают, что документ — это всего лишь часть бизнес-процесса. Им уже не так интересны классические ECM/СЭД-решения, которые не могут обеспечить что-то большее, чем соблюдение требований MoReq2. Поэтому крупные отраслевые игроки предлагают автоматизацию процессов. Правда, пока что это по большей части простая лоскутная автоматизация на workflow-движках — она не охватывает цепочек создания ценности и целиком подчинена манипуляциям с документами, а не оптимизации работы компании и улучшению Customer Experience.

Особенность задач маршрутизации в этом году — более тонкая настройка движения документа, которая достигается за счет работы с семантикой, реальным значением документа. Например, в ELMA маршрут согласования договора формируется в зависимости от того, какая часть документа была изменена. Для этого сам документ поделен на области, каждой из которых присвоен свой цветовой код: синий — для юридического отдела, желтый — для отдела логистики, зеленый — для финансистов. Согласующие из этих подразделений работают с документом одновременно в онлайне и видят, как изменились элементы, за которые они отвечают. Формально эти элементы — это составные части большого договора. Но, если заглянуть глубже, то по смыслу — это отражение реальных действий в бизнесе.

Договор в ELMA на этапе внесения правок различными подразделениями компании

Какие уникальные задачи перед вами ставили заказчики в 2018 году?

Появились клиенты, готовые работать не только с документом, но и со ссылками на его структуру и на реальные объекты. Когда мы оперируем не просто документом, а ссылками на реальные объекты, стоящие за ним, — мы получаем новое качество управления бизнесом. Компания видит действительность, в которой она существует, со всеми взаимосвязями между сотрудниками, отделами, поставщиками, клиентами и регуляторами.

Для заказчиков это значит, что менеджеры будут принимать решения, не на основании выхода очередной версии документа, а руководствуясь пониманием реальных причин изменений — то есть бизнес-процессом. Пока что это не самые частые задачи, но мы видим, что такой запрос со стороны клиентов начинает формироваться.

Какие значимые для вас проекты были реализованы в 2018 году?

Появляется все больше крупных проектов, полностью закрытых NDA. Рассказывать о них можно только транслируя свой опыт, не называя имен и не раскрывая значимых подробностей.

Был уникальный проект, где мы автоматизировали еще не открытое предприятие — экоферму «Дубровское» из состава крупного регионального холдинга АСПЭК. Когда мы начали проект, это предприятие было несколькими комнатами в штаб-квартире холдинга. А когда закончили — уже стояли козеводческая ферма, цех по переработке молока с сыроварней, сенохранилище на 500 тонн, были проложены десятки тысяч метров трубопроводов и дорожного полотна. То есть мы автоматизировали даже не столько сам бизнес, сколько процесс открытия этого бизнеса — движение документов на строительство и ведение проекта. Для нас проект экофермы значим не по объему, а по вот этому ощущению, что компания автоматизировалась параллельно с ростом бизнеса.

Внутри доильного блока на экоферме «Дуброское»Внутри доильного блока на экоферме «Дубровское». Фото АСПЭК-Интерстрой

Какие тенденции на рынке СЭД вы можете отметить?

Переход от действий с документом к действиям с новой сущностью — значимыми элементами документа. Например, в одном из наших проектов есть большой блок, который называется «договорная работа». По смыслу это управление реальными обязательствами, и это часть проектного управления. ИТ-система связывает содержание договора с задачами проекта и общим планом работы компании. В договоре может быть прописано 600 шагов, в проекте — 800 шагов, у компании — 3 000 задач. В дополнение к этому есть еще и измерение ресурсов, которые не указываются в договоре, но подразумеваются в процессе работы с его требованиями. Все это воспринимается более прогрессивным заказчиком не как документооборот (потому что на таком уровне декомпозиции работать невозможно), а как управление элементами документов, которые описывают реальный бизнес.

Мы все еще продолжаем называть это документом. Гражданский кодекс требует, чтобы отношения между компаниями были оформлены как договор. Но на самом деле бизнес работает с тезисами договоренностей — структурными элементами договора. Именно со значением, а не с «прослойкой» в виде бумажки. И вот эта идея про структуру — это интересная тенденция, которая, на мой взгляд, будет набирать обороты.

Какие планы по развитию на 2019 год?

Мы подготовили серьезное интерфейсное обновление продукта и редизайн мобильного приложения ELMA. Веб, в частности Material Design от Google и Fluent Design от Microsoft, уже давно задает стандарт, как в визуальной части, так и с точки зрения удобства использования. Люди воспринимают вообще все программные продукты как веб. Поэтому в новой версии ELMA мы делаем шаг от классического корпората в UI/UX-дизайн.

Еще одна возможность развития ECM-направления — это интерес малого бизнеса к процессному и семантическому подходам, о которых я уже говорил вначале. Сейчас большая часть решений на рынке рассчитаны на корпоративный сектор. Они несколько тяжеловесны и в плане интерфейсов, и в плане внедрения. Мы будем этот тренд ломать. Сейчас мы выпустили ELMA 365, чтобы малый бизнес не нырял в большое внедрение, а решал задачи оборота контента на уровне современных легких SaaS. Так что теперь у нас два продукта — BPM-система ELMA с ECM-возможностями для enterprise-сегмента и ELMA 365 для малых компаний.

Михаил Саратов

Михаил Саратов

Заместитель директора ELMA

Читайте также

pic

Узнайте, какое решение ELMA оптимально для вашего бизнеса. Запросите звонок консультанта прямо сейчас!

Заказать звонокЗадать вопрос