Журнал

о процессах, эффективности и управлении
Сайт ELMA
15 Марта 2013

Урок 1: Ввод в нотацию BPMN

Нотация по моделированию бизнес-процессов BPMN (The Business Process Modeling Notation) - это новый стандарт для моделирования бизнес процессов и сетевых услуг, который впервые был выпущен BPMI Notation Working Group в мае 2004 года. Последняя версия нотации BPMN 2.0 вышла в 2010 году. Оригинальная спецификация (на английском языке) изготовлена группой компаний «Object Management Group».

Нотация BPMN описывает условные обозначения для отображения бизнес-процессов в виде диаграмм бизнес-процессов. BPMN ориентирована как на технических специалистов (разработчиков, ответственных за реализацию процессов), так и на бизнес-пользователей (бизнес-аналитиков, создающих и улучшающих процессы) и менеджеров, следящих за процессами и управляющих ими. Следовательно, BPMN призвана служить связующим звеном между фазой дизайна бизнес-процесса и фазой его реализации. Для этого язык использует базовый набор интуитивно понятных элементов, которые позволяют определять сложные семантические конструкции.

Людям, занимающимся бизнесом, крайне удобно работать с бизнес-процессами, отображаемыми в виде блок-схем. Множество бизнес-аналитиков проектируют и описывают бизнес-процессы компаний с помощью простых диаграмм в нотации BPMN, т.к. язык нотации понятен даже на уровне пользователя. При этом модели процессов, описанных в нотации BPMN, являются ИСПОЛНЯЕМЫМИ (т.е. реализуются в любой BPM-системе), а не только документируются. Для детального описания процессов существуют программные решения, которые способны преобразовать диаграммы в исполняемые процессы, эти процессы затем могут быть запущенны и работать в реальном времени.

Предлагаемый практический курс по описанию и чтению бизнес-процессов в нотации BPMN представляет собой серию Уроков, которые в доступном виде с многообразием практических примеров (реализованных в системе управления бизнес-процессов ELMA) познакомят всех интересующихся с популярной нотацией BPMN.

Компанией ELMA был проделан колоссальный труд по переводу оригинальной спецификации BPMN на русский язык, но её чтение для простых бизнес-пользователей является непростой задачей. Упрощенных материалов сейчас не найти в открытом доступе. Поэтому разработанный Курс – уникальный труд, описывающий основные нюансы работы с процессами, описанными в нотации BPMN.

Собственно перед вами первый такой труд, мы очень постарались сделать его простым, понятным, а главное полезным!

Урок 1

Одной из причин создания BPMN явилась необходимость построения простого механизма для проектирования и чтения как простых, так и сложных моделей бизнес-процессов. Для удовлетворения двух этих противоречащих требований был применен подход систематизации графических элементов нотации по категориям. Результатом явился небольшой перечень категорий нотаций, позволивший людям, работающим с диаграммами BPMN, без труда распознавать основные типы элементов и осуществлять корректное чтение схем.

С точки зрения легкости чтения и понимания процессов нотация BPMN 2.0 вне конкуренции. Моделирование в BPMN осуществляется посредством диаграмм с небольшим числом графических элементов. Это помогает пользователям быстро понимать логику процесса.

Любой процесс, описанный в нотации BPMN, представляет собой последовательное или параллельное выполнение различных действий (операций) с указанием определённых бизнес-правил. Рассмотрим простой пример процесса «Обработка заказа», который может реализовываться в рамках продажи и аренды велосипедов через интернет-магазин.


Рис.1. Процесс «Обработка заказа»

Чтение процесса всегда начинается со Стартового события (зеленого кружка).


Рис.1.1. Стартовое событие

Как видно из названия, Стартовое событие указывает на то, в какой точке берет начало тот или иной процесс. В контексте потока операций Стартовое событие является начальной точкой в процессе; это означает, что никакой входящий поток операций не может быть соединен со стартовым событием. Стартовое событие в нотации BPMN изображается в виде круга со свободным центром.

Примечание: стартовым событием процесса-примера является звонок или письмо от клиента на сайт компании (интернет-магазина).

Далее от Стартового события выполнение процесса идет по линиям (Поток операций) до Конечного события (красный кружок), их может быть несколько.


Рис.1.2. Конечное событие

Конечное событие указывает на то, в какой точке завершается тот или иной процесс. В контексте Потока операций Конечное событие завершает ход Процесса; это означает, что никакой Исходящий поток операций не может быть соединен с Конечным событием.

Конечное событие представляет собой круг, выполненный одиночной, жирной линией. Толщина линии должна быть жирной настолько, чтобы без труда можно было отличить Конечное событие от Стартового.

Примечание: в приведённом примере Стартовое и Конечное события для большего удобства различаются так же по цвету (дизайнер системы ELMA). Конечное событие процесса «Обработка заказа» отображает завершение процесса – выдачей заказанного товара.

Вся логика работы (ход) процесса выражается во всевозможных элементах, расположенных между Стартовым и Конечным событием. Основным элементом, отражающим деятельность, выполняемую внутри процесса, являются Действия. Действия – это точки выполнения работ в ходе Процесса. Они относятся к выполняемым элементам Процесса BPMN. Действие может быть как элементарным, так и неэлементарным (составным).

Элементарное Действие выражается в выполнении одной единственной Задачи. Графически Задача изображается в виде прямоугольника с закругленными углами. Самой распространённой Задачей является типичная для технологического процесса задача, где человек участвует в качестве исполнителя. Такие Задачи называются Пользовательскими.

Примечание: в рамках процесса «Обработка заказа» основными действиями являются задачи «Зарегистрировать и обработать заявку», «Оформить заявку на покупку» и «Оформить заявку на аренду».


Рис.1.3. Пользовательская задача

Другой элемент нотации, часто используемый в описании процессов – Шлюзы (Условия). Графический элемент Шлюза представляет собой небольшой ромб, используемый во многих нотациях схем бизнес-процессов для изображения ветвления и знакомый большинству инструментов моделирования. Фактически Шлюз - есть совокупность входов и выходов.


Рис.1.4. Шлюз

Шлюзы используются для контроля расхождений и схождений потока операций в рамках процесса. Термин шлюз подразумевает пропускное устройство, которое либо позволяет осуществлять переход через шлюз, либо нет.

Примечание: в приведённом примере, в зависимости от желания клиента (купить или арендовать велосипед), заявка оформляется в формате покупки либо аренды соответственно. В данном процессе Шлюз указывает, что процесс может пойти только в одном из описанных направлений, т.е. либо покупка либо аренда.

Даже самый сложный процесс, описанный в нотации BPMN, легко читается любым бизнес-пользователем, владеющим знанием основных элементов Процесса BPMN.

В рамках следующих практических Уроков по применению нотации в описании бизнес-процессов будут рассмотрены более подробно все виды графических элементов и условия их применения.

Каждый Урок даст вам практические знания о правилах использования основных элементов BPMN 2.0.

Дополнительно выполненные самостоятельные работы (с возможностью «подсмотреть ответ» и сверить его со своим решением) помогут в умении самостоятельно анализировать и моделировать простые бизнес-процессы с помощью BPMN.




<< Содержание                                                                                                                    Урок 2 : События и шлюзы в BPMN>>



#BPMN #Бизнес-процессы(BPM) #КурсыПоСистеме #Статьи #Управление_бизнес-процессами_и_изменениями



Наверх comments powered by Disqus

BPMN
Курс
специалист

Возврат к списку

Задать вопрос