Урок 5: Средства оповещения в BPMN

Пятый Урок практического курса BPMN посвящён рассмотрению графических элементов спецификации BPMN и их использованию при описании бизнес-процессов: Сообщения, Потоки Сообщений, Отправка и Получение сообщений.

Основным типом бизнес-коммуникаций являются Сообщения, передаваемые и получаемые от одного участника другому в рамках процесса. Сообщение представляет собой содержимое (информацию) диалога между двумя участниками.

Сам же диалог (процесс обмена информацией) между двумя участниками отображается в виде Потока сообщений. Поток сообщений используется для отображения того порядка, в котором происходит обмен сообщениями (информацией, данными) между двумя заинтересованными сторонами, готовыми как отсылать, так и получать эти сообщения. В спецификации BPMN заинтересованные стороны представлены пулами (бизнес-объекты или бизнес-роли).

Графический элемент Потока сообщений представляет собой стрелку со свободным концом, выполненной в виде пунктирной чёрной линии (пунктир позволяет легко отличить Поток сообщений от Потока операций, выполненного стрелкой в виде непрерывной чёрной линии).

Графическое представление Потока сообщений в нотации BPMN
Рис 19. Графическое представление Потока сообщений

Поток сообщений может соединять только два разных пула (участников процесса) между собой или элементы, расположенные внутри этих пулов. Однако, Поток сообщений не может соединять два элемента, расположенные внутри одного и того же пула.

Например, в процессе «Приём заказа» взаимодействие (обмен информацией) между Клиентом и Менеджером компании может отображаться следующей схемой:

Поток сообщений между участниками процесса в нотации BPMN
Рис 20. Поток сообщений между участниками процесса

Стрелка используется для отображения межпроцессного взаимодействия - для связи элементов потока со свернутыми пулами. При необходимости Поток может быть именованным. Поток сообщений не отображает ход выполнения процесса, а показывает передачу сообщений или объектов из одного процесса в другой процесс или внешнюю ссылку.

Примеры использования Потока Сообщений в нотации BPMN
Рис 21. Примеры использования Потока Сообщений

На Рис 21 представлены примеры использования потоков сообщений:

1. Поток сообщений представляет механизм запуска процесса: Поток сообщений 1 выходит из внешнего процесса (или внешней ссылки) и входит в стартовое Событие рассматриваемого процесса.

Примечание: Когда Клиент оставляет запрос на сайте компании по интересующему продукту (или отправляет письмо по почте) стартует процесс «Обработка заказа» - отображается в виде Стартового события с маркером Сообщения (более подробно с данным элементом нотации можно ознакомиться в рамках Практического курса BPMN Урока 2).

2. Поток сообщений используется для передачи сообщений или объектов от одного действия рассматриваемого процесса во внешний процесс (или внешнюю ссылку): Поток сообщений 2 (6) выходит из задачи менеджера «Согласовать стоимость заявки» и входит во внешний процесс (или внешнюю ссылку);

Примечание: После анализа заявки Менеджер компании отправляет цену заявки Клиенту на согласование. Также после подготовки товара к отправке менеджер отправляет сообщение Клиенту о готовности заказа и дату доставки. Как и в первом примере, внешней ссылкой выступает пул – Клиент.

3. Поток сообщений используется для передачи сообщений или объектов из внешнего процесса (или внешней ссылки) в одно из действий рассматриваемого процесса: Поток сообщений 3 выходит из внешней ссылки (пул - Клиент) и входит в задачу менеджера «Согласовать стоимость заказа». Примечание: Клиент рассматривает стоимость заявки и, соглашаясь или отказываясь от заказа, отправляет сообщение о своём решении Менеджеру.

4. Поток сообщений используется для передачи сообщений или объектов от одного из действий внешнего процесса в одно действие рассматриваемого процесса (соединение элементов разных процессов): Потоки сообщений 4 и 5 показывают обмен сообщениями между задачами разных процессов «Обработки заказа» и «Исполнения заказа».

Варианты 1, 2 и 3 использования Потока сообщений с участием Клиента применяется только в рамках аналитических диаграмм. Такие схемы не являются исполняемыми, т.к. Клиент не является участником BPMS систем.

Поток Сообщений может быть расширен с целью показать Сообщение, поступающее от одного участника к другому:

Поток Сообщений между участниками процесса с присоединённым сообщением в нотации BPMN
Рис 22. Поток Сообщений между участниками процесса с присоединённым сообщением

Если Сообщение отражает содержание диалога (взаимодействия) между участниками процесса, то непосредственно сам диалог осуществляется через действия (задачи) – Отправку и Получение сообщений.

Получение сообщений представляет собой простую Задачу, суть которой заключается в получении сообщения, которое должно поступить от внешнего участника процесса (имеющего отношение к данному бизнес-процессу). Задача считается выполненной в случае, если сообщение было получено хотя бы один раз.

Графически Получение сообщений отображается в виде прямоугольника с закругленными углами (установленное в BPMN отображение графического элемента Задача) и отличается от других типов Задач наличием маркера в виде конвертика без заливки

Графический элемент Получение Сообщения в нотации BPMN
Рис 23. Графический элемент Получение Сообщения

Отправка сообщений представляет собой Задачу, суть которой заключается в отправке сообщения внешнему участнику процесса (имеющему отношение к данному бизнес-процессу). Задача считается выполненной в случае, если сообщение было отправлено хотя бы один раз.

Графически Отправка сообщений отображается в виде прямоугольника с закругленными углами (установленное в BPMN отображение графического элемента Задача) и отличается от других типов Задач наличием маркера в виде конвертика с темной заливкой:

Графический элемент Отправка Сообщения в нотации BPMN
Рис 24. Графический элемент Отправка Сообщения

Более подробно с элементами нотации BPMN Сообщение и Потоки сообщений и их использование при описании бизнес-процессов можно ознакомиться в разделах 10.2.3 «Задача» в нотации BPMN.


Практическое задание

Для проверки усвоенного материала Уроков 4 и 5, предлагаем Вам попробовать свои силы в описании процессов.

Рассмотрим один из самых распространённых кадровых процессов компании – «Командировка сотрудника». Постарайтесь учесть все варианты протекания процесса, используя по возможности элементы BPMN, рассмотренные в рамках двух Уроков (Подпроцессы и Получение/Отправка сообщений).

Для описания процесса предлагаем воспользоваться дизайнером системы ELMA. Скачать бесплатную demo-версию программы можно ЗДЕСЬ. После простой регистрации вы сможете скачать demo-версию по автоматической ссылке. Для дальнейшей работы необходимо активировать систему (см. инструкцию по активации). При возникновении проблем во время установки и/или активации системы обращайтесь по адресу kurs_bpmn@elewise.com - мы вам поможем.

Для проверки выполненного задания, Вы можете скачать наш вариант процесса, выполненного в дизайнере системы управления бизнес-процесса ELMA (Файл в XML-формате) и импортировать его в установленную demo-версию системы ELMA (это возможность доступна для версии ELMA 3.0).

BPMN Курс

BPMN Курс

специалист

Читайте также

pic

Узнайте, какое решение ELMA оптимально для вашего бизнеса. Запросите звонок консультанта прямо сейчас!

Заказать звонокЗадать вопрос