Построение системы целевого управления: цели компании, мотивация сотрудников и KPI

В цикле вебинаров «Бизнес-процессы для больших» мы уже затрагивали тему создания и реализации стратегии компании. Вопрос о том, как построить систему целевого управления, является ее логичным продолжением. Главная проблема текущего состояния российского бизнеса — неумение грамотно работать с целями. Мы предлагаем один из способов ее решения.

Замкнутый контур: цели компании, KPI и мотивация персонала

Существует устоявшийся замкнутый контур системы целевого управления: цели – показатели – эффективность. Компания формирует цели на период, отслеживает их достижение через показатели и повышает эффективность сотрудников за счет прозрачной системы мотивации.

Замкнутый контур: цели – показатели – мотивация
Замкнутый контур: цели – показатели – мотивация

Целей у бизнеса может быть множество: увеличение объема продаж, модернизация производства, повышение лояльности клиентов, вывод на рынок продукта и пр. Чтобы компании достигнуть намеченные цели — нужно начать работать по-другому. Есть два способа это сделать: мотивировать сотрудников самим искать новые подходы к решению задач, либо же трансформировать компанию «сверху» — поменять процессы с помощью управленческих рычагов. На кого переложить ответственность за качественные изменения в работе бизнеса? Нам ближе второй вариант — то есть осознанная трансформация деятельности компании менеджментом. Этот способ эффективно работает в традиционных компаниях с устоявшимися процессами и организационной структурой (а таких на рынке 90%).

1. Постановка целей компании

Итак, руководство сталкивается с потребностью преобразовать бизнес в каком-то направлении и начинает формулировать цели. Здесь важно отметить: нет «неправильных» целей. Сложно привести пример, когда менеджмент задал бы настолько неверный курс, что бизнес через год-два закрылся. Однако процесс определения целей настолько сложный и трудоемкий, что нередко компании прибегают к помощи консультантов. Мы предлагаем метод, позволяющий руководству поставить цели самостоятельно. Он называется «Формулировка целей компании на основе объектов управления».

Работа с объектами управления

Производство, персонал, ресурсы, клиентская база, доля рынка — все это можно отнести к объектам управления. В общем понимании объект управления — это группа процессов, отражающих определенный аспект деятельности компании. Объекты могут быть проанализированы и описаны простой логической моделью в системе х/у в любой момент времени. Для того, чтобы сформулировать цели, менеджмент должен решить две главных задачи — измерить текущее состояние объектов и определить желаемое (например, количество целевых клиентов через полгода должно вырасти в два раза).

Три правила целеполагания:

  • Деятельность компании можно рассмотреть через четыре универсальных среза: финансы (структура, объем капитала), клиенты (клиентская база, сегмент рынка, лояльность), процессы (уровень зрелости, гибкость, метрики), персонал (количество сотрудников, удовлетворенность коллектива, корпоративная культура, компетенции). Объекты управления расположены внутри срезов — искать их нужно именно там.

  • Цель должна отражать желаемое состояние объекта управления.

  • Цели следует ставить конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные по времени (SMART). Это означает, что текущее и желаемое состояние объекта управления должно быть оцифровано.

Стоит также помнить, что стратегических целей на период не может быть много: оптимальное количество пять-семь. Их формулировка требует значительных эмоциональных и интеллектуальных усилий и очень зависит от «контекста», то есть конкретной ситуации, которую позволяют понять различные методы стратегического анализа.

2. KPI и показатели деятельности

Вернемся к замкнутому контуру, а именно к его второй составляющей — показателям. В правилах целеполагания мы упомянули SMART-часть. По сути, это тот же KPI — ключевой показатель эффективности компании. Он органично появляется из оцифровки текущего и желаемого состояний объектов управления.

KPI, с одной стороны, должен быть связан с главными стратегическими целями компании, с другой — с показателями и метриками конкретных процессов. Как связать KPI и показатели деятельность компании? Необходимо взглянуть на компанию, как на схему бизнес-процессов.

Бизнес-процесс — это многократно повторяющаяся логически связанная последовательность действий (задач), направленная на создание ценности и/или формирования результата. У каждого процесса есть показатели — результат или ценность, которую он формирует (например, объем продаж — результат процесса продаж), и есть метрики, отражающие ход процесса (время цикла, запасы процесса, скорость потока, утилизация ресурсов). У каждого процесса есть конкретный владелец, руководитель департамента, и исполнители.

Метрики бизнес-процессов и показатели деятельности
Метрики бизнес-процессов и показатели деятельности

Если представить компанию, как один высокоуровневый процесс, а затем декомпозировать его на несколько подпроцессов — появится возможность соединить «дерево целей» с «деревом показателей» бизнеса. Реализуется это таким образом: руководители департаментов, исходя из общей стратегии, ставят цели по совершенствованию своих бизнес-процессов и начинают их трансформацию. В компетенции управленцев перестроить логику процессов, добавить задачи исполнителям, поменять маршруты движения единиц потока. Оказывая влияние на показатели и метрики, руководители будут повышать эффективность не только отдельных участков деятельности, но и KPI компании в целом.

Корреляция дерева целей и дерева показателей
Корреляция дерева целей и дерева показателей

3. Система мотивации

Третья составляющая контура — мотивация персонала. Она формируется исходя из объема ценностей, который создает тот или иной процесс, и, соответственно, зависит от суммарного результата работы по повышению показателей деятельности.

Оценить, насколько успешно исполняются бизнес-процессы, ни руководители, ни сотрудники не смогут без гибких матриц эффективности. Матрицы показывают в режиме реального времени, решаются ли задачи качественно и по установленному регламенту. Существует множество вариантов настройки матриц. Все зависит от особенностей процессов и ценности, которую они приносят компании.

Способы мотивации. Матрица эффективности сотрудника
Способы мотивации. Матрица эффективности сотрудника

Заключение

Мы кратко рассмотрели замкнутый контур системы целевого управления: цели – показатели – эффективность. Ознакомиться с примерами реализации этой концепции и узнать другие подробности темы вы можете, посмотрев запись вебинара «Бизнес-процессы для больших» на нашем сайте.

Андрей Чепакин

Андрей Чепакин

Коммерческий директор

Читайте также

pic

Узнайте, какое решение ELMA оптимально для вашего бизнеса. Запросите звонок консультанта прямо сейчас!

Заказать звонокЗадать вопрос