KPI работает только в зрелых компаниях

Коммерческий директор ELMA Андрей Чепакин рассказал РБК, к чему приводят ошибки при внедрении показателей эффективности. Полная версия интервью — у нас в журнале.

— Почему KPI работают не во всех случаях?

— KPI не работают по трем причинам:

  1. Когда система показателей методологически неправильно выстроена. Компания замеряет рутинные никому не нужные операции.

  2. Показатели плохо автоматизированы. Например, сотрудникам приходится вручную составлять множество отчетов в Excel.

  3. Низкий уровень зрелости компании.

Третий пункт самый важный. Чтобы достигать новых целей, становиться лучше и эффективнее (иначе зачем внедрять KPI?) компания должна себя перестроить и начать работать по-новому. А значит и изменить процессы, которые связаны с ключевыми показателями. Когда компания не знает своих процессов, если у процессов нет владельца, а участники постоянно меняются — это говорит о низком уровне зрелости компании. Получается, как только мы начинаем копать KPI «вглубь», мы натыкаемся парадоксальным образом на неработающие бизнес-процессы.

— Как подготовить компанию к внедрению KPI?

  1. Разобраться, как работает компания. Понять, какие процессы существуют и кто за них отвечает.

  2. Провести стратегическую сессию — определить долгосрочные и краткосрочные цели, с которыми будут связаны KPI.

  3. Вовлечь сотрудников. Начальники отделов должны пройти обучение и донести до подчиненных, как будут внедряться KPI.

  4. Сформировать команду по внедрению. Компании сопротивляются изменениям, поэтому в команде обязательно должен быть топ-менеджер — лидер и двигатель проекта.

— К чему приводит формальное и поверхностное внедрение показателей?

— Традиционный сценарий — KPI превращаются в отчетный инструмент, который ни к чему не мотивирует сотрудников. То есть мы определили цели и показатели компании, автоматизировали процесс оценки, но в итоге показатели не достигаются. Сотрудники, видя, что не получают премию, говорят, что показатели в принципе недостижимы. В результате через два-три года KPI вырождаются в неэффективную отчетную систему, которую работники вынуждены просто терпеть.

— Чем можно заменить KPI?

— Ключевые показатели эффективности связывают цели компании, идущие от руководства, и «нижний слой» — то, как на самом деле выполняется работа. Крупным компаниям без этого связующего звена не обойтись. Для небольшого бизнеса, в котором руководство не оторвано от деятельности компании, альтернатива в простом выстраивании и отладке процессов. Значительно больший эффект даст хорошо работающий процесс.



Статья на РБК
Андрей Чепакин

Андрей Чепакин

Коммерческий директор

Читайте также

pic

Узнайте, какое решение ELMA оптимально для вашего бизнеса. Запросите звонок консультанта прямо сейчас!

Заказать звонокЗадать вопрос