Российский бизнес в 2019 году делает акцент на развитии процессных компетенции

12 февраля 2019 г. CNews провел конференцию «BPM-2019: рынок готов к оптимизации бизнес-процессов». Павел Овчинников, директор по маркетингу ELMA, выступил на конференции с докладом о роботизации процессов, внимательно выслушал других и подготовил краткий обзор мероприятия.

Доклады были как от вендоров, демонстрирующих свои решения, так и от представителей бизнеса, которые делились собственным опытом оптимизации процессов. Это позволило объективно взглянуть на текущий уровень развития BPM-сегмента отечественного ИТ-рынка.

Акценты вендоров

Практически всю первую половину конференции заняли выступления вендоров. Следует заметить, что прямолинейных продуктовых докладов не было, спикеры от ИТ-компаний рассказывали о своих решениях в контексте технологических трендов. По реакции аудитории можно было оценить, насколько тот или иной тренд вызывает интерес в бизнес-среде.

Наибольшую заинтересованность аудитория проявила к технологиям роботизации процессов (RPA) и Process Mining. Спикерам, рассказывающим об этих технологиях, задавали вопросы в основном прикладного характера: как конкретно это работает в бизнес-условиях, как внедрить и как настроить подобные решения.

Роботизация привлекает бизнес благодаря тому, что позволяет получить заметный экономический эффект при минимальных затратах. Высоко ценится возможность использования робота без посредника в лице ИТ-специалиста. А Process Mining интересен возможностью глубоко разобраться в том, как функционирует тот или иной бизнес-процесс, и найти оптимальную его реализацию. Представители компаний видят в подобных технологиях конкретные экономические выгоды, поэтому готовы активно их изучать и применять в бизнесе.

Директор по маркетингу, Павел Овчинников выступил на конференции CNEWS, где рассказал о RPA
Павел Овчинников, директор по маркетингу ELMA, выступил с докладом «Место RPA в автоматизации бизнес-процессов компании»

Вендоры же стремятся внедрять в BPMS интеллектуальные технологии, развивающие автоматизацию на разных уровнях процессов. Роботы могут подхватить низкоуровневые рутинные задачи, а искусственный интеллект (AI) способен собирать данные метрик процессов и принимать решения по маршрутизации.

Также в BPMS активно внедряются сложные механизмы и бизнес-правила, которые позволяют дать пользователям инструменты для верхнеуровневых процессов — кейс-менеджмент (CMN), принятие решений (DMN) и другие.

Как развиваются заказчики BPMS

Значительно трансформировались взгляды на процессную оптимизацию у самих пользователей BPM-систем. Если раньше оптимизация была необходима преимущественно компаниям с высококонкурентных рынков, а остальными воспринималась как ценностный тренд, то теперь куда более широкие бизнес-круги интересуются построением процессных офисов.

У заказчиков стали усложняться мотивы. Простое желание понимать, как работает их бизнес, привело собственников к осознанию необходимости постоянного развития. Особенно это стало заметно в enterprise-сегменте. В качестве примера можно привести выступления спикеров из ВШЭ, Газпромнефти и Газпромбанка — это крупные организации с серьезной долей государственного капитала, которые эволюционировали от простого «нужна автоматизация» к сложному «нужно развитие процессов».

Крупному бизнесу особенно нужны стандарты и прозрачность. Он активно пользуется внешним опытом: фреймворки (например, APQC) и международный бенчмаркинг. Таким образом заказчики стремятся получить системное представление о том, как устроен бизнес, и как протекают процессы в нем. Как отмечают спикеры, за последние 3 года в enterprise-сегменте число процессов, подвергнутых цифровой трансформации, выросло в 2 раза. И этот темп постоянно нарастает.

Собственники среднего бизнеса понимают, что процессный подход позволит им спокойно оставить операционное управление одним бизнесом и начать новые проекты. СМБ-сегмент также стремится к постоянному изменению: ему необходимо занимать позицию лидера за счет поиска лучших практик и инструментов для создания качественно нового клиентского опыта.

Вместе с этим переосмысливается роль человека в процессе. Большой акцент делается на качественном развитии персонала, который от простого исполнителя должен все больше переходить к оркестровке процесса.

В целом можно отметить, что зимняя сессия конференций CNews про BPM-рынок началась на мажорной ноте: в зале было множество экспертов от бизнеса, а программа выступлений получилась насыщенной и сбалансированной.

Читайте также

Получите тестовый доступ
к системе ELMA365

Начните моделировать и автоматизировать
бизнес-процессы компании прямо сейчас!

Попробовать бесплатно