Истории успеха
«ИЖ-ТЕХНО» — ижевский производитель запчастей и комплектующих для полноприводных российских и зарубежных внедорожников. Директор и один из основателей компании Павел Касихин совместно с руководителем проектов Русланом Сибгатуллиным рассказали, как из «гаражного» хобби вырос перспективный бизнес по тюнингу трансмиссий и каких результатов удалось достичь благодаря использованию процессного подхода в управлении.

ИЖ-ТЕХНО

Производственная компания автозапчастей для внедорожников

www.izh-techno.ru
Город: Ижевск
Возраст бизнеса: 5 лет
Количество пользователей: 30
Количество процессов: 4
Количество транзакций: более 20 в день
Пользуются ELMA: с 2011 года

— За пять лет вы превратили увлечение небольшой группы единомышленников в успешный бизнес с высококлассным штатом и собственной производственной базой. Как и когда появилось ваше дело?

Павел Касихин: Как в «Американской счастливой истории» — всё началось в гараже. Мне нравилось разбираться в устройстве автомобилей, самостоятельно модернизировать механизмы, совершенствовать детали. Со временем этот интерес перерос в серьезное хобби, в котором я нашел немало единомышленников. Мы обменивались идеями и вместе изучали технологии. Наши наработки стали востребованы: к нам начали обращаться за советами и помощью в «прокачке» авто.

Когда мы поняли, что знаем и умеем уже достаточно много, а спрос продолжает расти, решили организовать дело и взяли потребительский кредит. Тогда мы занимались только творчеством: проектировали детали, а их изготовление отдавали заводам. Заказы росли очень интенсивно. В 2012 году я и партнер наняли первых людей в штат. Пожалуй, это был первый ответственный шаг. Второй — организация собственного производства.

В 2014 году благодаря поддержке одной из лизинговых компаний мы заказали в Америке первое оборудование и начали выстраивать технологические процессы. У нас не было готовых специалистов: учились ведению бизнеса и разработке продукта полностью сами.

— Каких наиболее значимых результатов вы добились? Какие цели сейчас ставите перед собой?

Павел Касихин: Продукцию «ИЖ-ТЕХНО» высоко ценят как в России, так и на зарубежном рынке по двум основным причинам. Первая — качество. Кто наша целевая аудитория? — Рыбаки, охотники, туристы, спортсмены, специалисты топливно-энергетического комплекса. Все они нуждаются в полноприводной технике с улучшенными характеристиками: предельной надежности и проходимости. Выжать из конструкции максимум и создать такую машину — наш профиль.

Вторая причина, почему к нам обращаются — гибкость и быстрота работы. В течение нескольких лет мы собирали комплексную технологическую базу и сейчас способны осуществить полный производственный цикл определенной номенклатуры в одном помещении. Только очень сложные вещи мы отдаем на аутсорс (например, термообработку и гальваническое покрытие). Таким образом, мы выигрываем у конкурентов в сроках и производственных возможностях, можем управлять рисками. Нередко утром перед конструктором в ELMA ставится задача на разработку изделия, вечером вместе с документацией она «улетает»на производство, а утром деталь может лежать на столе.

Что касается целей: на данный момент мы планируем расширить продуктовую линейку и тиражируем решения на другие марки автомобилей. Хотя мы делаем мелкосерийные нишевые вещи, повторяемость в проектах все-таки есть. Кроме того, мы наметили переход к следующему этапу в развитии бизнеса: изготовление не отдельных комплектующих/узлов/запчастей, а производство конечных агрегатов для заводов, того же УАЗа, например. Речь не идет о том, чтобы стать конвейерным поставщиком для предприятий, но мы нацелены выпускать более крупные и универсальные механизмы, которые могли бы целиком внедряться в конструкции российских и иностранных машин.

Нередко утром перед конструктором в ELMA ставится задача на разработку изделия, вечером вместе с документацией она «улетает» на производство, а утром деталь может лежать на столе
— Вы упомянули об использовании инструментов BPM-системы в ходе реализации проектов. Пожалуйста, расскажите подробнее, в какой момент менеджмент пришел к идее процессного управления?

Руслан Сибгатуллин: Когда компания была небольшая, практически всю информацию о текущих проектах руководство могло держать в голове и на бумаге. Наш первый штат состоял из двух человек, потом появились маркетолог, бухгалтер, экспедитор, технический писатель. Конечно, на начальном этапе мы все были «суперменами», но чем шире разворачивался бизнес, тем быстрее росло количество специалистов и уже становился их профиль. Появились четкие зоны ответственности. Вместе с тем, на многих проектах выработались объемные, но типовые задачи, завязанные на разных исполнителях. Вручную управлять ими было уже невозможно — возникла необходимость в более четком и автоматизированном контроле.

Павел Касихин: Да, и, кроме того проектная деятельность требовала визуализации. У нас возникло понимание, как можно её наглядно представить, а также желание определенные участки проектов превратить в бизнес-процессы, потому что они шаблонные. Например, разработка упаковки для нового продукта включает ряд типовых задач: создание макета, дизайн, взаимодействие с типографией, цветопробы. То же самое касается и других процессов: установки какой-либо конструкции, испытания опытных образцов, согласования технологической и конструкторской документации. Так, мы пришли к идее сотрудничества с компанией ELMA.

Руководитель проектов Руслан Сибгатуллин

— Вы занимались внедрением самостоятельно?

Павел Касихин: Да, во-первых, я сталкивался с работой в системе ранее. Во-вторых, с точки зрения человека, который ее устанавливал — ELMA — продукт законченный и прекрасно работает «из коробки». Для того, чтобы ее развернуть не требуются технические навыки и сложные программные решения: все очень удобно, быстро и прозрачно. Что наиболее ценно — система имеет возможность расти и расширяться вместе с бизнесом: она масштабируема и меняется до неузнаваемости — от небольшого коробочного решения до мощного инструмента для корпораций со своим штатом внедренцев.

— Какие процессы вы настроили в первую очередь?

Руслан Сибгатуллин: Прежде всего мы оптимизировали работу канцелярии, кадрового, финансового отдела. Далее — настроили KPI и сформировали собирательный образ эффективности сотрудников компании по различным показателям. Выстроили и автоматизировали процессы документооборота. В этой части мы задействовали не только стандартные функции системы по формированию писем, приказов, служебных записок, но также перенесли в ELMA работу с конструкторской и технологической документацией.
— Как вы развиваете систему внутри компании?

Павел Касихин: Мы настраиваем базовые бизнес-процессы для проектов. Оперативность работы в этой области играет критическую роль в развитии нашей компании. Каждый день мы должны быть на волне технологий и выпускать новые решения — и, соответственно, подстраивать под них бизнес-процессы. Любое промедление, любая стагнация ведет к регрессу из-за очень маленькой емкости рынка.
— Легко ли адаптировались сотрудники к работе в системе?

Павел Касихин: Есть такая поговорка: «Любые изменения нужно внедрять на танке». Но в случае с интеграцией в структуру компании системы ELMA не требуются жесткие управленческие рычаги. Основные моменты, которые нужно знать новому сотруднику, можно свести к минимуму: задачи начинать и заканчивать в срок, реагировать на трудности во время выполнения, сигнализировать о проблемах на проекте для своевременного принятия мер. ELMA интуитивно понятна, и привыкнув к работе в системе, сотрудники понимают ее прелести.

Каждый день коллеги активно помогают нам с идеями по доработке процессов. Сначала они появляются на бумаге, потом мы воплощаем их в системе. Даже организацию своей работы не в рамках проекта специалисты пытаются перенести в систему, сами на себя ставят задачи. Это удобно.

Производство с офисом находится в одной локальной сети. В любой момент оператор, наладчик станков с ЧПУ, экспедитор, механик могут внести изменения в текущие задачи, найти необходимую документацию. Менеджерам общедоступна информация по загруженности специалистов, предоставлен широкий инструментарий для контроля сроков и качества выполнения задач.
На многих проектах выработались объемные, но типовые задачи, завязанные на разных исполнителях. Вручную управлять ими было уже невозможно — возникла необходимость в более четком и автоматизированном контроле
— Что бы вы посоветовали тем, кто задумывается о внедрении системы управления бизнес-процессами ELMA?

Павел Касихин: Визуализация и автоматизация процессов дает бизнесу конкурентное преимущество. Для начала работы рекомендую установить триал-версию системы и использовать ее не в рамках целой компании, а, например, группы сотрудников или отдела. После тестирования основных функций ELMA появляется понимание, насколько удобнее управлять работой с помощью BPM-системы, а далее — можно смело внедрять BPMS и автоматизировать другие бизнес-процессы компании.
ELMA — продукт законченный и прекрасно работает «из коробки». Для того, чтобы его развернуть не требуются технические навыки и сложные программные решения: все очень удобно, быстро и прозрачно

Директор «ИЖ-ТЕХНО» Павел Касихин