Истории успеха
Автоматизация бизнес-процессов банка, с помощью BPM-системы ELMA в Нейва Банк
История Нейва Банка началась 60 лет назад в городе Свердловск-44 (Новоуральск). Основанный для обслуживания крупнейшего предприятия города — Уральского электрохимического комбината — за полвека существования банк пережил множество трансформаций. С приходом новой команды управленцев в 2009 году и появлением первого офиса в Екатеринбурге, Нейва Банк перешел на новый этап развития и прочно занял свою нишу на финансовом рынке уральского региона. В настоящее время он оказывает широкий спектр услуг для юридических и физических лиц, ориентирован на новейшие технологии в сфере банковского дела. Павел Ефремов, председатель Правления Нейва Банка, рассказал нам о подходе руководства к оптимизации процессов и опыте внедрения BPMS.

Нейва Банк

Банк

neyvabank.ru
Город: Екатеринбург
Возраст бизнеса: 60 лет
Количество пользователей: 350
Количество процессов: 36
Пользуются ELMA: с 2010 года

— 2017 год — юбилейный для банка. Расскажите, с чего начиналась деятельность организации и как она изменилась сейчас?

Павел Ефремов председатель Правления Нейва Банка

Павел Ефремов, председатель Правления Нейва Банка

Павел Ефремов: Если кратко: в 1957 году открылось Отделение Госбанка № 25384, после реорганизации банковской системы в период реформ оно вошло в отделение Промстройбанка СССР, а в 90-е был учрежден ООО «Коммерческий Нейвабанк» (КомНейвабанк), при этом вся жизнь банка была связана с городом Новоуральск, с химическим комбинатом. Когда КомНейвабанк перестал обслуживать оборонное предприятие, для него наступили тяжелые времена. Только в 2009 году, с приходом новой управленческой команды, банк, по сути, начал жизнь с «чистого листа»: получил современное название и головной офис в Екатеринбурге. Сейчас мы имеем 12 офисов — в Нижнем Тагиле, Челябинске, Магнитогорске, Перми и других городах.

Структура банка по уровням управления достаточно плоская. Мы регулярно устраиваем встречи с руководителями офисов, подразделений головного банка. Из главных направлений деятельности: работа с частными лицами (вклады, потребительское кредитование, обмен валюты, аренда сейфовых ячеек) и бизнесом (расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, зарплатные проекты, депозиты и векселя). Нейва — один из лучших банков на рынке валютно-обменных операций. У нас порядка 35 тыс. клиентов среди физических лиц и 15 тыс. юридических. В основном, они сосредоточены в городах, где присутствуют офисы банка. Мы работаем с живыми клиентами, виртуальный банкинг — не наша ниша.

Система налаживает исполнительскую дисциплину. Зачастую бывает так, что руководитель со своих сотрудников что-то требует, а сам не признает своих недочетов. ELMA ставит всех в одинаковые условия, с ней не договоришься
— Какая стратегия развития у банка?

Павел Ефремов: Глобально изменять деятельность не планируем, так как считаем, что модель успешного бизнеса мы уже сформировали. Максимум — будем масштабировать ее на другие территории, открывать представительства.

Есть расхожее выражение «Наша миссия — получить комиссию». Мы готовы заниматься направлениями, которые стабильно приносят прибыль и не подвергают рискам клиентов и акционеров. В «экзотику» банк не лезет и размещает деньги в облигациях надежных российских эмитентов, таких как Газпром, Роснефть, активно участвует в операциях на межбанковском рынке. У нас хороший запас ликвидности.

В свое время акционеры сформулировали позицию: «Банк — бизнес не на один день». Главная задача руководства, чтобы Нейва работала долгие годы, была резервным активном, постоянно приносящим доход. Мы стараемся не лезть в сомнительные проекты за лишней копейкой, так как есть вероятность потерять рубль. Банк ведет дела достаточно сдержанно и сбалансировано, старается решать большинство вопросов без лишней волокиты и развиваться за счет совершенствования внутренних процессов.

— Как вы перешли к процессному управлению?

Павел Ефремов: С приходом новой команды в 2009 сразу появилась новая АБС (Автоматизированная банковская система), интернет-банк для корпоративных клиентов и идея внедрить электронный документооборот (ЭДО). Руководство старалось сделать банк высокотехнологичным, а не работать по старинке на счетах и калькуляторах. В 2010 году появилась первая версия ELMA.
интервью с председателем Правления Нейва Банка, Павлом Ефремовым Директор департамента информационных технологий Нейва Банка Новрузов Артур
— Каковы были критерии выбора системы?

Павел Ефремов: Прежде всего, максимальная функциональность. Нам было важно, чтобы инструмент работал в веб-браузере и базировался на оpen-source компонентах, так как пользовательская ИТ-инфраструктура банка отличалась неоднородностью: часть сотрудников работала в операционной системе Windows, часть — в Linux. В то время большинство решений для автоматизации процессов устанавливались на компьютер, а ELMA пришла на рынок со свежим взглядом и представила инструмент, работающий в вебе.

Новрузов Артур, директор департамента информационных технологий Нейва Банка

Директор департамента информационных технологий
Новрузов Артур

Новрузов Артур, Директор департамента информационных технологий: Еще один существенный момент: в 2009–2010 году в России отдельно существовали системы ЭДО и BPMS. ELMA, опять-таки, видя, что происходит на горизонте, решила строить ЭДО на базе BPMS. Тогда это выглядело гибридом, а сейчас мы понимаем, что движок на базе BPMN значительно расширяет область применения инструмента.

Немного смущало незнание, как «ляжет» система на банковские процессы, но мы решили рискнуть. К тому же, подобные западные инструменты стоили как Lamborghini, а финансовый аспект также являлся одним из основных критериев выбора.
— Как проходило внедрение?

Павел Ефремов: Это был своего рода эксперимент и для нас, и для команды ELMA.

В ходе внедрения совместно с коллегами мы реализовали большое количество кастомизированных (централизованный справочник клиентов, кредитный конвейер, интеграция с АБС) и стандартных решений - например, работу со служебными записками, приказами, накладными, договорами. Потом расширение функционала мы приостановили.

В ИТ-структуре ELMA существовала отдельно. Постепенно она повышала производительность и стабильность, и стала привычной средой для сотрудников. Недавно мы перешли на версию 3.9., куда перенесли часть архива документов.
— Какие процессы вы уже настроили в новой версии?

Новрузов Артур: Мы оптимизировали отображение, регистрацию и маршруты движения документов, интегрировали ELMA с банковской учетной системой, улучшили интерфейсы и формы задач пользователей.

На сегодняшний день у нас автоматизировано порядка 40 процессов. В том числе в делопроизводстве — работа с входящей и исходящей корреспонденцией, договорами по хозяйственной деятельности, различными соглашениями, кадровыми документами. Есть блоки по подготовке справок для клиентов, организации и управлению информационными ресурсами банка.

Думаем над тем, чтобы использовать ELMA для автоматизации электронного хранилища — неструктурированных сканов документов (дел наших клиентов). Сейчас управлять ими достаточно неудобно: нет версионности и простого поиска. Возможно, в будущем внедрим CRM. BPM-технология позволяет реализовать в системе любые процессы.
председатель Правления Нейва Банка рассказывает о внедрении BPM-системы
Мы оптимизировали отображение, регистрацию и маршруты движения документов, интегрировали ELMA с банковской учетной системой, улучшили интерфейсы и формы задач пользователей

— Как вы обучали сотрудников работе в новой версии системы? Были ли какие-то сложности в этом плане?

Павел Ефремов: Нет. ELMA — удобная система, к которой все привыкли. Обновление прошло хорошо. Косвенное доказательство этому то, что сотрудники сориентировались в измененных процессах практически без пользовательских инструкций.

При смене версий мы назначили в компании одного «заказчика», который фильтровал все обращения и предложения по изменению процессов. Потом, когда сотрудники адаптировались, для всех пожеланий «дверь открылась». Сейчас их очень много, часть мы реализуем.

Более того, в ELMA есть механизм по улучшению процессов. Система собирает статистику маршрутов пользователей и сама предлагает варианты изменения цепочек. Полезная вещь. Таким образом, на данный момент на этапе создания находятся 12 процессов и порядка 5–6 — оптимизируются.

Например, есть процесс по управлению доступам к информационным системам. С технической точки зрения, он организован правильно, но пользователю при прохождении маршрута нужно «включать голову»: при запуске выбирать из четырех направлений нужное, соблюдать строго определенную последовательность действий. Мы решили оптимизировать этот процесс, сделать его проще.
— Планируете ли вы подключать новых пользователей?

Новрузов Артур: Мы созреваем до расширения лицензий (они именные). Как известно, экстенсивным путем нужно идти тогда, когда интенсивный себя исчерпал, но пока у нас есть потенциал.
— Что вы бы посоветовали компаниям, которые задумываются о внедрении BPM-системы и переходе к процессному управлению?

Павел Ефремов: Думаю, начать стоит с понимания, для чего система бизнесу. Мы осознали, что ELMA позволяет процессам стать прозрачнее: после внедрения мы начали четко видеть, в каком состоянии находятся задачи, кто за них отвечает, каков должен быть результат. Система налаживает исполнительскую дисциплину. Зачастую бывает так, что руководитель со своих сотрудников что-то требует, а сам не признает своих недочетов. ELMA ставит всех в одинаковые условия, с ней не договоришься. В этом плане, у нас есть идея сделать функцию автоматического согласования в некоторых процессах.

В университете был у меня товарищ. Когда он выходил отвечать по матану, то всегда пристально на доску смотрел — создавалось ощущение, что он в уме задачу решает. «Николай, что вы делаете? Не надо думать, надо решать», — говорил ему преподаватель. У меня тоже вопрос: «А что думать?» Надо просто заниматься процессами, идти в ногу с развитием технологий. Когда разбираешь, анализируешь процессы — узнаешь много нового о компании. Десятилетиями доказано, что от этого одна польза.
ELMA позволяет процессам стать прозрачнее: после внедрения мы начали четко видеть, в каком состоянии находятся задачи, кто за них отвечает, каков должен быть результат
Руководство Нейва Банка об итогах внедрения BPM-системы