KPI работает только в зрелых компаниях

Коммерческий директор ELMA Андрей Чепакин рассказал РБК, к чему приводят ошибки при внедрении показателей эффективности. Полная версия интервью — у нас в журнале.

— Почему KPI работают не во всех случаях?

— KPI не работают по трем причинам:

  1. Когда система показателей методологически неправильно выстроена. Компания замеряет рутинные никому не нужные операции.

  2. Показатели плохо автоматизированы. Например, сотрудникам приходится вручную составлять множество отчетов в Excel.

  3. Низкий уровень зрелости компании.

Третий пункт самый важный. Чтобы достигать новых целей, становиться лучше и эффективнее (иначе зачем внедрять KPI?) компания должна себя перестроить и начать работать по-новому. А значит и изменить процессы, которые связаны с ключевыми показателями. Когда компания не знает своих процессов, если у процессов нет владельца, а участники постоянно меняются — это говорит о низком уровне зрелости компании. Получается, как только мы начинаем копать KPI «вглубь», мы натыкаемся парадоксальным образом на неработающие бизнес-процессы.

— Как подготовить компанию к внедрению KPI?

  1. Разобраться, как работает компания. Понять, какие процессы существуют и кто за них отвечает.

  2. Провести стратегическую сессию — определить долгосрочные и краткосрочные цели, с которыми будут связаны KPI.

  3. Вовлечь сотрудников. Начальники отделов должны пройти обучение и донести до подчиненных, как будут внедряться KPI.

  4. Сформировать команду по внедрению. Компании сопротивляются изменениям, поэтому в команде обязательно должен быть топ-менеджер — лидер и двигатель проекта.

— К чему приводит формальное и поверхностное внедрение показателей?

— Традиционный сценарий — KPI превращаются в отчетный инструмент, который ни к чему не мотивирует сотрудников. То есть мы определили цели и показатели компании, автоматизировали процесс оценки, но в итоге показатели не достигаются. Сотрудники, видя, что не получают премию, говорят, что показатели в принципе недостижимы. В результате через два-три года KPI вырождаются в неэффективную отчетную систему, которую работники вынуждены просто терпеть.

— Чем можно заменить KPI?

— Ключевые показатели эффективности связывают цели компании, идущие от руководства, и «нижний слой» — то, как на самом деле выполняется работа. Крупным компаниям без этого связующего звена не обойтись. Для небольшого бизнеса, в котором руководство не оторвано от деятельности компании, альтернатива в простом выстраивании и отладке процессов. Значительно больший эффект даст хорошо работающий процесс.



Читайте также

Получите тестовый доступ
к системе ELMA365

Начните моделировать и автоматизировать
бизнес-процессы компании прямо сейчас!

Попробовать бесплатно