Роботы в ритейле

Технология RPA (автоматизация посредством роботов) все чаще попадает в центр внимания бизнеса. Антон Беренцев, исполнительный директор EleWise, директор ИнтеллектЛаб, дал интервью журналу «Мое дело. Магазин», в котором поделился своим взглядом на применение роботов в ритейле, а также о будущем этой технологии. Статью можно прочесть в номере за январь-февраль под названием «Мотор вместо сердца». Представляем вам полную версию его ответов.

«Мое дело. Магазин»: Роботы — это, наверное, одна из самых древних ИТ-тем, которой будоражат умы публики. При этом на деле процесс идет крайне медленно. Как вы считаете, что сдерживает распространение? Проблема в деньгах? Или технологии пока недостаточно хороши?

Антон Беренцев: Сейчас роботы (в широком смысле: системы, которые выполняют работу человека) есть везде. От смартфона, до автоматизированного управления складом и всей компаний. И очевиден устойчивый тренд в придании роботам интеллекта.

Это не всегда «говорящая голова» или человекоподобный робот. Часто это программа, которая даже не имеет телесного облика, но уже умеет выполнять конкретные операции. Польза от таких интеллектуальных роботов колоссальная. Понятно, что робот не болеет, но он может охватить и учесть нечеловеческое количество информации и дать более точное, эффективное и своевременное решение.

Конечно, мы находимся в начале пути массового применения искусственного интеллекта и интеллектуальных роботов. Тем не менее, технологии сейчас уже более чем готовы и успешные примеры использования их мы видим в разных областях. Что касается развития технологий, то сейчас основное ограничение в людях. Именно нехватка специалистов, которые могут таких роботов создавать и программировать, ограничивает их применение. Другой проблемой является то, что людям все еще сложно понять, что мы можем переложить на робота, а что должны делать сами.

«Мое дело. Магазин»: Как долго, на ваш взгляд, люди будут дешевле роботов? Как думаете, что могло бы переломить эту ситуацию?

Антон Беренцев: Конечно, сейчас высок уровень ожиданий от ИИ и роботов — и это на фоне огромного количества мемов про то, как под робота маскируют живого человека. Тем не менее, есть много успешных примеров, где искусственный интеллект работает точно и успешно.

Например, важнейший вопрос правильного распределения документов. Документы разные, маршруты их движения и согласования разные и постоянно меняются. Обычно, это делает человек. Но ИИ это сделает быстрее, 24 часа в сутки.

Остается вопрос стоимости. Сейчас роботов создают и настраивают ИТ-специалисты или консалтинговые компании. В результате, мы получаем локальное решение, которое сделано ну очень дорогими людьми.

Переломить ситуацию может только типовое решение. Чтобы ИИ мы могли подключить в тот процесс, что нам нужно, и он сразу мог там работать. Звучит как фантастика, но это единственный путь, когда мы сможем существенно снизить стоимость его применения. Т.к. стоимость специалистов для его создания неуклонно растет и будет расти далее.

«Мое дело. Магазин»: Роботы и искусственный интеллект — это одно и то же или нет? И как вы думаете, будут ли эти технологии интегрироваться, сливаться в единое решение?

Антон Беренцев: Есть два подхода: смотреть какое дается академическое определение, и мы понимаем, что это разные вещи. Второй подход, и я считаю его более применимым, это поговорить с людьми, которые планируют использовать эти технологии и узнать их мнение. А людям нужен не термин, им нужен рабочий инструмент. С четкой математикой, понятным применением и гарантированным результатом.

«Мое дело. Магазин»: Насколько реально появление в ближайшее время в России таких технологий, как, например, грузовики-беспилотники? Будут ли развиваться дроны-доставщики? Если нет, то почему?

Антон Беренцев: Я глубоко верю в инженерный гений наших людей. Мы действительно можем придумать и сделать практически все что угодно. Другой вопрос — деловая целесообразность и масштабируемость. Здесь дело обстоит и проще, и сложнее.

Проще, потому что математика — строгая наука, и можно всегда рассчитать целесообразность любого роботизированного или интеллектуального решения. Если оно выгоднее в разумной перспективе, то очень сложно будет остановить его применение.

Сложнее, потому что и грузовики-беспилотники и дроны-доставщики требуют разрешительного сдвига в законодательстве. А это значит, что есть дополнительный фактор, а не только математика.

Поэтому, я уверен, что более массовым и, даже, взрывным будет применение роботов и ИИ в офисных процессах, на складах и в производстве. Применение в этих областях базируется только на экономической эффективности.

«Мое дело. Магазин»: Насколько безопасно ритейлеру вкладывать средства в роботов, то есть в рабочую силу, которая уязвима для хакеров и на которую можно повлиять на расстоянии?

Антон Беренцев: Сервера ритейлера с данными о продажах, маркетинговых компаниях, договоренностях с поставщиками и многое, многое другое уже под угрозой хакеров. Уверен, что значительно больший урон можно нанести именно этой инфраструктуре.

Идет непрерывное соревнование систем защиты и нападения. С обеих сторон есть большие ресурсы и, я думаю, тот хрупкий баланс что сейчас есть продолжится и в будущем. Будут появляться все более новые вирусы и талантливые хакеры и, одновременно, все более новые средства защиты и более сильные компании по информационной безопасности.

«Мое дело. Магазин»: Как вы считаете, в предельной точке развития роботы в ритейле уничтожат сами торговые точки, как класс? Ведь роботы могут доставлять товары напрямую со склада. Или это пока слишком фантастичный сценарий?

Антон Беренцев: Я знаю очень многих людей, для которых поход в магазин — особый ритуал и вид досуга. Им точно будут требоваться торговые точки. Да, онлайн сейчас растет отличными темпами и этот рост продолжится. Да, за счет ИИ ритейлеры могут в деталях предсказать какой товар и когда мне понадобится, а значит, могут предложить его доставку.

Но мы ведь люди. Мы подвержены эмоциям, настроению, влиянию знакомых. Нам важна физическая составляющая: попробовать, потрогать и так далее. Поэтому, я считаю, что офлайн торговля останется. Думаю, только она будет двигаться от массовых, огромных магазинов к точкам с максимально индивидуальным обслуживанием по самому широкому спектру товаров.

«Мое дело. Магазин»: Какие факторы влияют на пути развития роботов сегодня?

Антон Беренцев: Ближайшим фактором я вижу массовое использование ИИ во всех процессах компании. Точно также, как сейчас ИИ встраивается почти во все приложения вашего смартфона и работает на большинстве сайтов (ведь реклама, которую вы видите при просмотре этого сайта тоже предложена именно вам не просто так). Точно также множество интеллектуальных роботов в разных процессах дадут большой синергетический эффект. Скорость работы повысится кратно, а затраты сократятся. Это даст абсолютно новые конкурентные преимущества, а значит новый виток развития.

«Мое дело. Магазин»: Если развернуть ситуацию в другую сторону, то, если подумать, может быть, роботы вообще ритейлу не нужны?

Антон Беренцев: Они уже есть у некоторых ритейлеров. Остальные могут либо использовать их, либо, закрываться… Вы можете любить паровые машины всем сердцем, но самолет летает только с двигателем внутреннего сгорания. Если вы хотите летать, вам придется его использовать.

Про совместное использование технологий автоматизации RPA и BPMS читайте в материале на нашем сайте.

Читайте также

Получите тестовый доступ
к системе ELMA365

Начните моделировать и автоматизировать
бизнес-процессы компании прямо сейчас!

Попробовать бесплатно