Управление показателями. Пример простой модели

В отличие от большинства функций системы, модуль управления показателями практически не требует доработки и сложной настройки. Рассмотрим создание системы показателей воображаемой организации, которая занимается оптовой продажей мебели.

Сначала необходимо продумать, какие именно показатели будут использоваться. В нашем примере их будет три:

  • Выручка – основной показатель для отдела продаж. Измеряется в рублях, плановое значение – 500000 руб./месяц на каждого менеджера.
  • Качество обслуживания – основной показатель для небольшого call-центра компании, который занимается консультацией потенциальных и действующих клиентов. Измеряется баллами, которые выставляет руководитель после прослушивания звонков.
  • Нарушение сроков доставки – основной показатель для службы доставки. Отражает процент случаев несвоевременной доставки товара

Рассмотрим создание системы на примере выручки.

Создание показателей

После определения показателей их необходимо создать в Дизайнере на вкладке Показатели.


Рис. 1. Дизайнер ELMA. Вкладка "Показатели"

Создадим показатель Выручка.

Рис. 2. Создание показателя. Вкладка "Общие"

Важно правильно указать периодичность и единицы измерения. Для выручки это будет месяц и рубли соответственно.

Затем на вкладке Матрица ответственности определим ответственных, в нашем случае это сотрудники отдела продаж и Начальник отдела продаж. Начальник отдела продаж является Ответственным за показатель, выставляет план продаж. Коммерческий директор является Куратором, и имеет полные права на изменения как плановых, так и фактических значений показателя.

Рис. 3. Создание показателя. Вкладка "Матрица ответственности"

После окончательной настройки (подробно о каждой опции можно посмотреть в справке по системе) показатель необходимо опубликовать. После публикации модели при наличии соответствующих прав доступа показатели можно посмотреть в веб-приложении в разделе Показатели.

Подробно о показателях можно прочесть в статье Моделирование показателей.

Матрица эффективности

Матрица эффективности – это набор показателей, SMART-задач, экспертных оценок и трудозатрат, на основе которого осуществляется контроль эффективности работы сотрудника.

Создать матрицу эффективности можно прямо в веб-интерфейсе, в разделе Шаблоны матриц, нажав на кнопку Добавить шаблон. Подробнее о матрицах эффективности можно прочесть здесь.

Рис. 4. Страница "Шаблоны матрицы эффективности"

После этого появится следующая форма:

Рис. 5. Страница создания шаблона матрицы эффективности

В данном примере выручка имеет вес 80%, а остальные 20% – оценка руководителя. Иначе говоря, эффективность сотрудника отдела продаж на 80% состоит из суммы выручки принесенных этим сотрудником и на 20% из оценки его работы руководителем. Таким образом, чтобы достичь 100% эффективности, сотруднику необходимо выполнить или перевыполнить план и получить хорошую оценку руководителя. Если оценка за месяц низкая, ее может компенсировать перевыполнение плана. Оценка руководителя не обязательно должна находиться в матрице эффективности, но при необходимости, добавляется и заполняется она прямо из веб-интерфейса (подробней об оценке можно прочитать в справке).

Ввод данных

Когда модель показателей реализована, а матрицы созданы, необходимо наполнить систему данными.

В данном примере данные вводит вручную руководитель отдела. Для этого на странице показателя на вкладке Ввод значений необходимо нажать левой кнопкой мыши на соответствующей ячейке таблицы.

Рис. 6. Диалоговое окно ввода фактического значения

Данные можно вводить вручную или собирать автоматически из процессов, задач или иных источников (подробней о сборе данных можно прочитать в справке).

Если ввод данных осуществляется вручную, необходимо регламентировать права доступа на ввод данных с помощью флажков План и Факт на странице Матрица ответственности нужного показателя в Дизайнере ELMA.

Введенные данные отображаются в разделе Показатели.

Рис. 7. Карточка показателя. Вкладка "Свойства"

Результат

В результате после создания показателя, матрицы эффективности и внесения данных мы получим объективную оценку эффективности сотрудника.

Рис. 8. Матрица эффективности сотрудника

В ноябре план по выручке еще не достигнут, оценка руководителя еще не высталена – эффективность сотрудника всего 67.2%, однако это выше, чем результат прошлого месяца.

А так может выглядеть окно сотрудника, ответственного за доставку. В данном случае, чем ниже значение показателя, тем лучше, поэтому при плановом значении 10%, а фактическом 13% статус показателя красный, а тренд -85% по сравнению с прошлым месяцем. Убывание, возрастание, стабилизация показателя – все это настраивается при создании показателя на вкладке Значения.

Рис. 9. Карточка персонального показателя сотрудника