Пример использования неисключающего шлюза

Неисключающий шлюз удобен в случаях, когда процесс может одновременно пойти по всем исходящим переходам (как в случае с параллельным шлюзом), так и только по тем, для которых выполняются условия перехода.

Его особенность еще и в том, что в любом процессе всегда должно быть два неисключающих шлюза: открывающий и закрывающий. На открывающем задаются условия перехода, а закрывающий – останавливает процесс, пока не будут выполнены условия перехода, т.е. до тех пор, пока не будут выполнены все задачи на ветках, удовлетворяющих условиям перехода.

Рассмотрим пример построения БП с использованием данного шлюза по заданным параметрам. Компания занимается установкой и обслуживание электроустановок.

Оформляя заявку клиента, менеджер заводит в систему данные о:

  • статусе клиента: новый/повторный;
  • стоимости заявки;
  • наличии жалоб и претензий за период обслуживания.

Эта информация влияет на дальнейший ход процесса:

  • если клиент новый, менеджер должен внести его данные в базу клиентов, подготовить договор на установку/обслуживание и подписать его;
  • если сумма договора больше 50 000 рублей, клиент получает в подарок новую лампу от партнеров;
  • а если у повторного клиента были жалобы или претензии за время обслуживания, специалист по рекламациям должен подготовить отчет, указывая, как были проработаны рекламационные моменты, и провести интервью клиента, чтобы замерить текущий уровень удовлетворенности.

Построим процесс, используя неисключающий шлюз (рис. 1).

Рис. 1. Пример процесса с неисключающим шлюзом

После первого неисключающего шлюза процесс может пойти по одной ветке, по двум или одновременно по трем веткам. Это зависит от выполнения условий процесса, заданных на переходах шлюза:

  1. Менеджер получит задачу "Оформить карту постоянного клиента", если в заявке будет указан статус клиента «Новый» (рис. 2).

Рис. 2. Условие на первом переходе неисключающего шлюза

  1. Сотрудник склада получит задачу "Заказать лампу по партнерской программе", если сумма заявки – более 50 000 рублей (рис. 3).

 

Рис. 3. Условие на первом переходе неисключающего шлюза 

  1. Специалист по рекламациям – "Подготовить отчет", если у клиента были жалобы относительно работы оборудования за отчетный период. Наличие жалоб определяется сценарием (рис. 4).

Рис. 4. Условие на первом переходе неисключающего шлюза

Особенность неисключающего шлюза в том, что операция проверки модели процесса не отслеживает условия переходов из этого шлюза.

Поэтому важно, чтобы в экземпляре процесса выполнялось хотя бы одно из приведенных выше условий и активировался хотя бы один из переходов. В противном случае процесс пойдет по переходу, который был создан первым.

Например, в ситуации, если повторный клиент оформляет заказ на сумму менее 50 000 рублей и при этом за отчетный период у него не было жалоб касательно работы оборудования, не выполняется ни одно из заданных условий. Процесс, проходя через входной шлюз, пойдет по первому созданному переходу.

В нашем случае, это переход в задачу менеджера. То есть, если ни одно из условий не будет выполнено, менеджер получит задачу оформить карту постоянного клиента, даже в случае если заявку будет оформлена на постоянного клиента. Только после этого процесс, проходя через завершающий шлюз, продолжится и менеджер получит последнюю задачу «Подписать договор».

В таком случае, в качестве первого перехода следует устанавливать тот, который выполняется в большинстве экземпляров процесса либо предусмотреть все варианты хода процесса.

Например, в нашем случае чаще всего специалист по рекламациям готовит отчеты по работе и интервьюирует клиентов, поэтому этот переход следует сделать первым.

Для этого необходимо удалить все стрелки исходящих переходов из открывающего шлюза (рис. 5) и создать их заново, сделав первой стрелку перехода к задаче специалиста по рекламациям.

Рис. 2. Схема процесса с удаленными исходящими переходами

В этом случае, при невыполнении условий, приведенных в начале статьи, специалист по рекламациям получит задачу подготовить отчет по работе с клиентом. Даже если это будет повторный клиент, от которого не поступали жалобы за отчетный период, и сумма его заявки будет меньше 50 000 рублей.     

Главное, указать условия на всех вновь созданных переходах, ведь после удаления переходов удалятся и условия на них.